Войти / Зарегистрироваться

Развитие способностей к изобретательству у детей школьного возраста на внеклассных мероприятиях

Получить свидетельство
Автор: Яушева Марина Евгеньевна

Опираясь на принципы непрерывного формирования творческого мышления, в первую очередь, мы выделили основные составляющие, развитие которых и обеспечивает возможность усвоения и применения ребенком технологии ТРИЗ. Для начала просто перечислим их: внимание, память визуальная, память слуховая, скорость мышления, наблюдательность, пространственное воображение, речь, письмо.
Применение совокупности специально подобранных заданий, упражнений, тренингов, логических задач и развивающих игр в определенной последовательности обеспечивает развитие памяти, внимания, речи, наблюдательности и нетрадиционного (креативного) мышления, вырабатывает рациональные приемы умственной деятельности применительно ко всем основным предметам школьного курса, создает базу для формирования прочных знаний и умений, повышает интерес не только к конечным результатам, но и – что особенно важно – к самому процессу познания.
Нетрадиционный подход к организации процесса обучения, вовлечение и присоединение в него родителей ребенка поможет ребенку не только лучше усваивать информацию и применять ее на практике, но и сформирует принципы построения комфортной среды, обеспечит эмоциональную стабильность в коммуникации с окружающими, поспособствует достижению по-настоящему серьезных результатов. Такой нетрадиционный подход, основанный на применении инновационных педагогических технологий в многоуровневой системе НФТМ-ТРИЗ М. М. Зиновкиной, предусматривают изменение структуры уроков и их оригинальное наполнение [11].
Блок 1. Мотивация
Как часто мы попадаем в ситуации растерянности, неудовлетворенности, паники и отчаяния из-за того, что мы не знаем, что делать? Да каждый день! Как все успеть? Как выучить урок, который нужно учить, а учить его не хочется? А кто хотел бы научиться делать так, чтобы любая нелюбимая задача стала интересной и веселой? Конечно, вы скажете, что это сложно, долго и скучно. Но давайте не будем спешить с выводами и для начала просто попробуем? Как вы считаете, что нам необходимо прежде всего для того, чтобы решать абсолютно любую задачу легко и просто? (слушаем ответы)… Правильно! В первую очередь нам нужна хорошая память!
Как вы думаете, память одна или есть несколько видов памяти? Поскольку вам уже, наверное, известна память визуальная, ее иногда называют фотографической, т. е. когда вы посмотрели на что-то, закрыли глаза и смогли в мельчайших деталях точно описать увиденное. Слуховая, когда вы что-то услышали и можете дословно пересказать. С таким видом памяти вы сталкиваетесь в школе на диктантах, во время написания изложения. Есть память тактильная, мышечная: когда мы запоминаем ощущения от прикосновения, или от работы, которую сделали наши мышцы. Конечно же, чтобы развивать память нужен материал, информация, чтобы для памяти была работа!
В истории мы знаем немало людей, обладавших великолепной памятью. У некоторых она была природной, как у великого полководца Александра Македонского, который в лицо знал каждого солдата, а в его войске их было 35000. А вот немецкий археолог генрих Шлиман, развивал свою память в течении многих лет, каждый день заучивая наизусть по нескольку страниц текста из различных книг. Эти тренировки привели его к тому, что за 6–8 недель он способен был изучить любой иностранный язык!
Хочу познакомить вас с высказываниями известных людей. Г. Сковорода: «Не тот глуп, кто не знает, но тот, кто знать не хочет». Л. Толстой: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями мысли. А не одной памятью». Я думаю, что каждый из вас хотел бы быть хоть немножечко похож на этих людей. Поэтому наше занятие сегодня – это только приоткрытая дверь в мир безграничных возможностей. Вы сможете почувствовать себя как на американских горках, хотя при этом мы с вами физически никуда не будем перемещаться из нашей аудитории.
Блок 2. Интеллектуальная разминка:
И мы с вами сейччас и начнем с того- что разогреем наши мысли, а точнее разгоним скорость мышления.
Необходимо держать максимально высокий темп в ответах на задаваемые вопросы:
1. Какое сегодня число?
2. День недели?
3. Месяц?
4. Год? Високосный ли он?
5. Как зовут папу вашего дедушки?
6. Как называется столица России?
7. Быстро назовите 7 имен мальчиков?
8. Сколько концов у двух палок? А у двух с половиной?
9. Стоят два барана, один смотрит на север второй на юг – видят ли они друг друга?
10. Над рекой летели птицы: лебедь, щука, две синицы, два стрижа и пять угрей. Сколько птиц? Ответь скорей!
Даже если сейчас у кого-то не вышло все сразу и быстро – не унываем! Ведь мы для того и собрались здесь, чтобы все получилось! А кто из вас хотел бы посмореть на сколько быстро могут справиться ваши родители и близкие с такими же заданиями? Отлично!
Следующее задание, продолжаем в том же темпе. Произнеси наоборот: СОН, РАБ, МЕЛЮ РОМ, СЕЛО, КАША, КРЕСТ, МЕТКА, ТЕЛЕГА.
Видите, талантливым быть не так уж и трудно! Итак, мы с вами могли убедиться, что память очень важна даже в игре! А еще вы должны знать, что ваш мозг (мозг обычного человека) способен освоить огромное количество информации. Для примера больше даже чем та, которая содержится в хранилищах Российской государственной библиотеке (ранее библиотека имени В.И. Ленина). И в процессе нашего удивительного путешествия в страну безграничных возможностей благодаря оригинальным творческим заданиям, тренируя свою память (зрительную, слуховую, моторную), вы убедитесь, насколько неоценимую помощь вы окажете себе и в запоминании учебного материала школьной программы, и в ваших творческих успехах.
Ну что продолжим?
1. Мы вам сейчас продемонстрируем картинку с изображением фигур, вы должны будете в точно таком же порядке их отразить на своем листе бумаги:
Рис. 1.

2. Теперь задание посложнее
Рис. 2.

А как вы думаете, что мы могли бы сделать, чтобы быстрее и точнее выполнить эти задания?
Таким образов в этом блоке мы задействовали память внимание, моторику, скорость мышления, скорость реагирования – что несомненно отразится в качестве обработки информации ребенком в обычной школьной жизни, а в нашем случае будет способствовать формированию качественной базы для освоения технологии ТРИЗ формированию системного мышления и развития творческих способностей многогранной, разносторонне развитой, креативной личности.
Блок 3. Психологическая разгрузка
I. Веселая переменка:
Прекрасный детский писатель Корней Чуковский долгие годы собирал интересные и смешные высказывания маленьких детей. Давайте посмеемся и мы с вами:
–Сколько тебе лет? Скоро восемь, а пока три!
– Кем ты будешь, когда вырастешь? Если я вырасту дядей –инженером, а если тетей – учительницей!
– Мама, мне так жалко лошадку, что она не может в носу копытом ковырять!
– Мама, а охотнику собаки нужны для того, чтобы на него зайцы не напали?
– Мне это сам папа сказал! А мне сама мама. А папа самее мамы!
Правда здорово! Ребята, а вы можете вспомнить свои смешные высказывания? Кто помнит? Тогда домашнее задание попросить родителей, чтобы они вам рассказали про ваши самые смешные мысли и выражения в детском возрасте. А пока давайте вспомним по каким произведениям вы знаете Корнея Ивановича! Назовите 3–5 самых известных произведения.
II.Веселая разминка
1. Мы читали мы писали
2. Ленивые восьмерки:
Поставьте ноги на ширине плеч, стопы параллельны, колени ровно и слегка согнуты. Тело расслабленоСогните одну руку в локтевом суставе и выставите вперед. Большой палец смотрит наверх. Зафиксируйте на нем взгляд. Большой палец руки на серединной линии тела.Представьте перед собой круг, в котором рисуйте лежащую восьмеркуПоменяйте руки и повторите упражнение.Потом выполните его двумя руками вместе — влево и вверх

Рис. 3.

3. Апплодисменты. Мы с вами молодцы и мне кажется достойны апплодисментов! Поэтому кто громче? Хлопаем 3 минуты, разогреваем ладошки, активизируем точки на ладонях.
4. Я все могу! Найди цвет. Закрываем глаза на 10 секунд, когда откроем мы найдем 10 предметов красного, синего, зеленого, желтого цвета. (Цвета используются поочередно).
Блок 4. Головоломка
Головоломка представляет собой систему усложняющихся головоломок, воплощенных в реальные объекты, в конструкции которых реализована оригинальная, остроумная идея. Вы хорошо разогрелись и готовы к более серьезным испытаниям и победам? Вы уже смогли убедиться, что можете намного больше чем вы думаете, поэтому мы сейчас и проверим себя - насколько достаточно нам было тренировки и разогрева или маловато?
1.Сейчас мы возьмем в руки карандаши и для начала сделаем простые упражнения: одновременно двумя руками нарисуем: круг, квадрат, треугольник, теперь напишем свое имя!
2. Теперь задачка посложнее: сейчас каждый возьмет по 1 палочке и подумает, как сложить из нее треугольник? Теперь две палочки: как из двух палочек сложить квадрат?
3. Как нарисовать три звездочки без отрыва руки?
4. Как без отрыва руки нарисовать раскрытый конверт?
5.Загадка: двое детей подошли к реке, там одна лодка, которая может перевезти только одного человека, как им двоим перебраться на другой берег?
Теперь мы понимаем, что кроме памяти нам еще понадобилась и смекалка!
На примере этой простой загадки и поиска вариантов решения мы выделяем и описываем все условия нам известные, противоречия очевидные, дополнительную информацию, которая нам известна, но в задаче не присутствует и тем самым наглядно детям демонстрируем технологию ТРИЗ на простом примере, чтобы в будущем закрепить принцип расщепления, трансформации и преобразования.
Блок 5. Интеллектуальная разминка.
Нацелена на развитие дивергентного и логического мышления.
1. Перепутанные буквы. Даны слова, в которых намеренно перепутан порядок букв. Какое из них лишнее: росип, евшал, нанба, солам, клуба?
2. Алфавит. Составьте слова из всех букв алфавита, чтобы ни одна буква не повторилась. К примеру:
1) съезд, жмых, цапля, вой, юфть, шик, щен, эрг, чуб;
2) эндшпиль, тюфяк, борщ, цех, гуж, сыч, ай.
3. Сходство и различие. Учащимся предлагается сравнить между собой различные предметы и понятия. Для младших школьников это сравнение хорошо знакомых предметов: молоко и вода, корова и лошадь, самолет и поезд, -- при этом можно использовать и их изображение. Для более старших детей понятия могут быть сложнее: картина и фотография, утро и вечер, упрямство и настойчивость. Отметьте общее число правильных ответов, количество ошибок (сравнение по разным основаниям), соотношение отмеченных признаков сходства и различия, преобладающие признаки (внешние, функциональные, классо - родовые отношения и проч.). Выигрывает тот, кто предложил больше оснований для сравнения или тот, кто назвал признак последним.
4. Цепочка. Составьте цепочки слов, позволяющие (путем изменения каждый раз всего одной буквы) перейти от начального слова к заданному конечному. К примеру, как из слова «пять» сделать слово «семь»: пять - путь - суть - сеть - семь. Или щит переделать в меч: щит - кит - кот - пот - мол - мел - меч. Из жабы - рыбу: жаба - раба - рыба. Из вороны - корову: ворона - корона - корова. Из дня - ночь: день - сень - сель - соль - ноль - ночь. А теперь сами постарайтесь построить такие ряды слов: рак - кит, мост - река, гриб - гном, паук - муха, волк - тигр. Помните, чем короче цепочка слов, тем она интересней. Можно это превратить в игру, где участников два и более.
5. Вооружённые морские жители. Назовите 3 представителя морских животных, обладающих одним общим, свойственным только им, орудием защиты от врагов. Как они называются и что это за оружие, которое делает их опасными даже для человека?
Ответ: скат, электрический сом и электрический угорь, обладающие способностью вырабатывать в своём теле электричество.
6. Кому сколько лет?
Ивану, Петру, Семёну и их жёнам Ольге, Ирине и Анне всем вместе 151 год. Причём каждый муж старше своей жены на 5 лет. Иван на 1 год старше Ирины; Ольге и Ивану вместе 48 лет, а Семёну и Ольге вместе 52 года. Предлагается узнать с кем каждый из них находится в браке и по скольку каждому лет.Ответ: Семёну 30 и Ирине 25; Ивану 26 и Анне 21; Петру 27 и Ольге 22.
Упражнения на развитие дивергентного мышления
1. Снежный ком. Внимательно всмотритесь в следующую серию слов: ад - лад - клад - лодка - колода - шоколад. Шесть существительных нарицательных, взятых в исходной форме. Каждое последующее состоит из тех же букв, что и предыдущее, плюс еще одна буква. И порядок внутри слова не имеет значения. Вот еще несколько таких цепочек слов:
1) па - пат - трап - тапир - партия - терапия - трапеция.
2) ар - пар - репа - нерпа - перина - парение - перелина.
3) ас - сат - скат - такси - натиск - астеник - скитание - синтетика – антисептик
Придумайте несколько своих цепочек.
2. Словесные квадраты. Имеется старая игра со словами. Надо в клетки квадрата (3х3 или 4х4) вписать разные слова, чтобы их можно было читать и по вертикали и по горизонтали. Составьте свои словесные квадраты
3. Поиск противоположных предметов. Называется какой-либо предмет, например, «дом». Надо назвать как можно больше других предметов, противоположных данному. При этом следует ориентироваться на различные признаки предмета и систематизировать его противоположности (антиподы) по группам. К примеру, в данном случае могут быть названы: «сарай» (противоположность по размеру и степени комфорта): «поле» (открытое или закрытое пространство), «вокзал» (чужое или свое помещение) и т. д. Побеждает тот, кто указал наибольшее количество групп противоположных предметов, четко аргументировав при этом ответы. Задание направлено на сравнительный анализ предметов, поиск свойств предмета.
4. Составление предложений. Берутся наугад три слова, не связанные по смыслу, например, «озеро», «карандаш» и «медведь». Надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять их падеж и использовать другие слова). Ответы могут быть банальными («Медведь упустил в озеро карандаш»), сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя словами, и введением новых объектов («Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере»), и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи («Мальчик, тонкий как карандаш, стоял возле озера, которое ревело как медведь»). В этой игре, как и в других, ведущему важно установить, а игрокам найти «золотую» середину между количеством и качеством ответов. Необходимо, с одной стороны, стимулировать большое число любых разнообразных ответов, а с другой -- поощрять оригинальные, творческие ответы.
Обязательным условием эффективности этих игр является сопоставление и обсуждение игроками всех предложенных ответов и развернутое обоснование, почему именно тот или иной ответ им понравился или не понравился. Это задание направлено на установление связей, обобщение, создание целостных образов.
5. Поиск соединительных звеньев. Задаются два предмета, например, «лопата» и «автомобиль». Надо назвать предметы, являющиеся как бы «переходным мостиком» от первого ко второму. Называемые предметы должны иметь четкую логическую связь с обоими заданными предметами. К примеру, в данном случае это могут быть «экскаватор» (сходен с лопатой по функции, а с автомобилем входит в одну группу -- транспортные средства), «рабочий» (он копает лопатой и одновременно является владельцем автомобиля). Допускается использование и двух-трех соединительных звеньев («лопата» – «тачка» – «прицеп» – «автомобиль»). Особое внимание обращается на четкое обоснование и раскрытие содержания каждой связи между соседними элементами цепочки. Победитель тот, кто дал больше аргументированных вариантов решения. Задание позволяет легко устанавливать связи между предметами и явлениями.
6. Перечень возможных причин. Описывается какая-либо необычная ситуация, например: «Вернувшись из магазина, вы обнаружили, что дверь вашей квартиры распахнута». Надо как можно быстрее назвать побольше причин этого факта, возможных его объяснений. Причины могут быть банальными («Забыл закрыть дверь», «Залезли воры»), но не стоит отбрасывать и маловероятные («Прилет марсиан»). Побеждает тот, кто назвал больше разнообразных причин. Задание направлено на широту мышления, всесторонний анализ.
Блок 6. Содержательная часть. Содержит программный материал учебного курса и обеспечивает формирование системного мышления и развитие творческих способностей. Изобретение – результат преодоления технического противоречия. Автор теории Решения Изобретательских Задач, Генрих Саулович Альтшуллер, оставил свой след в истории и как изобретатель, и как писатель-фантаст. Идеи ТРИЗ в первую очередь оценило мировое сообщество и стало активно повсеместно внедрять для развития самых различных отраслей.
Что это было для Генриха Альтшуллера? Просто идея? Находка? Если проследить его путь к открытию ТРИЗ, мы с вами увидим и активное творчество человека, и упорный труд. Известно, что гениальность - это все лишь 2% гения и 98% потения. Для создания столь полезной методологии Генрих Саулович проанализировал более 40 000 патентов на изобретения и авторских свидельств. Именно благодаря выявленным закономерностям, спосоствующим изобретателям дойти до реализации и внедрения своей идеи и зародилась ТРИЗ. Его работы и работы последователей нацелены в первую очередь на помощь тем, кто хочет научиться решать самые творческие задачи. Причем, ТРИЗ превращает процесс изобретения в увлекательное занятие.
Мы неслучайно с вами «пробежали интеллектуальный марафон», в ходе которого могли на себе ощутить и свой недооцененный ресурс, и потенциал наших возможностей, и понять насколько интересным бывает и процесс, и результат. Теперь же, как истинные будущие изобретатели, подобно Генриху Альтшуллеру давайте проанализируем: что же мы с вами сделали, и что нам предстоит узнать, чтобы сделать шаг вперед?! Итак, наши задания были нацелены на:
– разогрев скорости мышления, а точнее, скорости использования уже имеющихся знаний и их использования
– на разминку логики
– на творчество и воображение
– на выявление технологии простого удобного и быстрого запоминания объема информации
Все это подобно тренировке мышц разогревает нас и дает возможность, прыгнуть дальше, а в нашем случае - увидеть больше и «шагнуть» за границу своих пределов. Сейчас мы на отдельной интересной задаче разберем с вами один из подходов (принципов) в решении задач. А пока, давайте порассуждаем из чего же состоит процесс решения задач?
1. Обнаружение проблемы
2. Постановка задачи
3. Нахождение решения
Но чтобы пройти все эти этапы, что самое важное мы должны обнаружить в задаче, как вы думаете? Правильно, нам важно:
1. Обнаружить противоречие! (В противоречии, конечно же, мы с вами должны выявить целесообразность!)
2. Разложить на составляющие.
3. Попробовать трансформировать каждую отдельную часть или все части в целом – тем самым мы трансформируем сам объект. Возможно что-то добавить, возможно убрать лишнее).
4. Найти максимальное число решений, и из них оставить только самое лучшее!
Вот как, в кратце и упрощенно выглядит технология решения задач для будущих изобретателей! Ну а теперь, попробуем разобрать с Вами все то, о чем вы только что узнали на примере:
Задание на фантазирование (используем методы: «Морфологический ящик», дробление, объединение, динамичность, матрешка, метод «снежного кома»).
Пример 1
Для детей 3-5 классов:
Придумать и изготовить из заданных ресурсов ДОМ для Бутявки.
Для детей 6-11 классов:
Восстановить внешний вид жителя Каллисто.
Обращаем внимание детей прежде всего на качество рассуждений и фокусируем его на используемых методах, это позволит детям усвоить и запомнить всё на практике.
Логические задания
3–5 классы:
Математическая логика. Решите задачу, нарисуйте и поясните ответ. Площадка прямоугольной формы окружена глубоким рвом с водой. Ширина рва по периметру одинакова. Имеются 2 доски, длина которых в точности равна ширине рва. Как с помощью этих двух досок перебраться через ров?

Рис. 4.

Техническое мышление.
Какими кусочками льда можно быстрее охладить стакан воды? Подчеркните правильный ответ и поясните свой выбор.

Рис. 5.

6–8 классы:
Математическая логика. Задача «переправа». Взрослому и ребенку нужно перейти через ручей. Одному с левого берега на правый, второму – в противоположном направлении. На обоих берегах имеется по доске, но каждая из них несколько короче ширины ручья. Каким образом взрослый и ребенок могут перебраться с одного берега на другой? Нарисуйте схему перехода через ручей.

Рис. 6.

Техническое мышление.
На оси Х находится ведущее колесо, вращающее конусы. Какой из них будет вращаться быстрее? 1.Конус А. 2.Конус В. 3. Оба конуса будут вращаться одинаково. Поясните ответ.

Рис. 7.

9–11 классы:
Математическая логика. Выполните задания и поясните ответ. В загородном поселке через низкий забор переговариваются 2 соседки. «какого роста сейчас твой сын?» – спрашивает Анна. «Не знаю, – отвечает Юлия, – Но утром он стоял рядом с нашим новым трактором, и я заметила, что он как раз ростом с колесо». «А какого размера колесо?» - спросила Анна. «Не знаю, и марки трактора не помню, и посмотреть не могу – муж с сыном на нем только что уехали». Анна прогулялась вдоль забора Юлии, потом попросила у нее кое-что, и скоро они узнали рост мальчика. Как им это удалось?
Техническое мышление. Какой талью легче поднять груз? 1. Талью А. 2. Талью В. 3. Обеими талями одинаково. Поясните ответ.

Рис. 8.

Итак, в этой части нашего занятия мы с вами познакомились с методами ТРИЗ. Безусловно, они нам помогут в следующей части урока!
Блок 7. Компьютерная интеллектуальная поддержка. Обеспечивает мотивацию и развитие мышления, предусматривает систему усложняющихся компьютерных игр-головоломок, адаптированных к возрасту учащихся, обеспечивает переход из внешнего плана действий во внутренний план.
В этой части мы вернемся к уже сделанным нами ранее заданиям, а именно:
Для детей 3–5 классов:
Придумать и изготовить из заданных ресурсов ДОМ для Бутявки.
Для детей 6–11 классов:
Восстановить внешний вид жителя Каллисто.
Кто может ответить, зачем мы возвращаемся, и как с помощью уже решенных задач мы могли бы с вами продвинуться дальше?
Правильно! Наши решения останутся в классе, если мы их не зафиксируем. И в этой части мы с вами должны придумать, как отобразить наши рисунки и открытия в графике при помощи компьютера и компьютерных программ.
Дети сканируют рисунки – переносят их в рабочие программы, используют графические редакторы для отображения своей работы в электронном виде.
Блок 8. Резюме. Обеспечивает обратную связь с учащимися на уроке и предусматривает качественную и эмоциональную оценку учащимся самого урока.
Итак, дети! Давайте подведем итог, что же мы с вами сегодня нового узнали? Что и где мы могли бы примениь в жизни самостоятельно:
– в быту?
– в школе?
– в общении с друзьями?
Какие задания мы отнесем нашим родным и близким и попросим их выполнить?

Ссылки на источники:
1. Герман О. В. и др. «Развиваю интеллект». Минск, Дизайн ПРО, 1998г.
2. Камин А. Л., Камин Д. А., Ильченко В. И. «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ АЙКИДО». Приемы решения проблем (учебный курс творческого мышления). — Луганск, СПД Резников В. С., 2009 г.
3. Ревенков А.В., Резчикова Е.Ф. «Теория и практика решения». Сборник методических материалов Санкт-Петербург 2014 г., Комитет по образованию Санкт-Петербурга, Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей, Санкт-Петербургский центр детского (юношеского) технического творчества, Шестнадцатая городская научно-техническая олимпиада по ТРИЗ, 92стр.
4. Альтшуллер Г. С. «Найти идею», 2003 г., 239 стр.
5. Альтшуллер Г.С. «Творчество как точная наука», 2004 г., 203 стр.
6. Альтшуллер Г.С., Злотин Б.Л., Зусман А.В., Филатов В.И. «Поиск новых идей: от озарения к технологии», 1989 г., 380 стр.
7. Альтов Г.С. «И тут появился изобретатель», 2000 г., 160 стр.
8. Материалы с сайта Анастасии Гончаровой, сертифицированного ТРИЗ-специалиста, педагога, автора курсов по развитию творческого мышления для детей и взрослых: https://www.kanal-o.ru/parents/11101
9. Н. Винокурова «Магия Интеллекта», Москва, Эйдос, 1994 г.
10. Игорь Матюгин, Елена Чакаберия, Ирина Рыбникова, Татьяна Слоненко, Татьяна Мазина, Т. Аскоченская, Ирина Бонк, Школа эйдетики. Развитие памяти, образного мышления, воображения (комплект из 2 книг). Том 2, Издательство 36, 1994 г., 480 стр.
11. Зиновкина М. М., Утёмов В. В. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 4. – С. 261–265. – URL: http://e-koncept.ru/2013/64054.htm.

Похожие публикации