Войти / Зарегистрироваться

Развитие творческого мышления и творческих способностей учащихся в условиях реализации ФГОС на уроках русского языка и литературы

Получить свидетельство
Автор: Банишевская Алла Сергеевна

В жизни современного общества происходят серьёзные изменения, которые влияют и на школьное образование. В современной школе существует множество проблем, но самая острая из них – понижение учебной мотивации школьников, снижение у них интереса к изучаемым предметам. Одна из задач современного преподавателя – работать на занятии так и организовывать процесс обучения таким образом, чтобы повышать интерес школьников к учёбе, в том числе к урокам русского языка [1]. Одним из способов повышения учебной мотивации является введение в занятие творческого момента, построение урока таким образом, чтобы развивать креативность, творческий потенциал личности. Если учащегося научить творить, то ему, несомненно, будет интереснее учиться, возрастёт эффективность педагогического труда, школьные занятия станут важной частью творческой жизни учащегося.
Одной из особенностей федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования является направленность на «формирование ответственного отношения школьников к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию». При изучении русского языка в школе ФГОС выдвигает как одно из основных требований «понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования» [2].
По определению Н. К. Винокуровой, творческие способности – это общие интеллектуальные способности, под которыми понимают высокоразвитые умственные способности общего характера, образующие основу для достижения наилучших результатов [3]. У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться, и только от педагога зависит, будет ли это желание реализовано. Поэтому проблема развития творческого мышления и творческих способностей учащихся является одной из наиболее актуальных, а целью педагогической деятельности учителя русского языка является создание условий для формирования и развития творческого мышления и творческих способностей учащихся в процессе обучения.
Именно уроки русского языка и литературы в большей степени могут открыть возможности для развития творческого мышления и творческих способностей учащихся, так как на этих уроках учитель оперирует благодатным материалом – русским языком и прекрасной русской литературой.
Целью статьи является описание возможностей развития творческих способностей обучающихся и их творческого мышления на уроках русского языка с применением методики, опирающейся на теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ), с учётом требований ФГОС основного общего образования.
Теория решения изобретательских задач была создана применительно к техническим наукам Г. С. Альтшуллером и его коллегами в середине прошлого века [4]. В настоящее время она активно разрабатывается применительно к преподаванию различных дисциплин такими исследователями, как М. М. Зиновкина, В. В. Утёмов [5, 6] и др. Целью ТРИЗ является качественная организация творческого, изобретательского процесса.
Сегодня исследователями созданы и описаны психолого-педагогические основы многоуровневой системы непрерывного креативного образования НФТМ-ТРИЗ (Непрерывное формирование творческого мышления и развития творческих способностей с активным использованием теории решения изобретательских задач). Цель системы НФТМ-ТРИЗ – формирование творческой личности учащихся. Инновационные педагогические технологии в многоуровневой системе НФТМ-ТРИЗ предусматривают реализацию основных дидактических принципов через изменение структуры уроков и их оригинальное наполнение [5, 6].
Креативная система НФТМ-ТРИЗ позволяет обучаемому, во-первых, овладеть методами преодоления психологической инерции мышления, то есть преодолению стереотипов, наложенных традиционным образованием и накопленным жизненным опытом; во-вторых, самостоятельно развивать творческое воображение; в-третьих, сделать творческое воображение управляемым процессом. Без высокоразвитого воображения невозможно представить себе ожидаемый результат творческого решения, даже при условии владения всеми интеллектуальными инструментами и механизмами методологии творчества [5].
Для формирования творческих способностей обучающихся, раскрытия их творческого потенциала нами был выбран нетрадиционный урок русского языка и литературы, а именно урок творчества с элементами игровых технологий. Структура этого занятия включает в себя блоки, каждый из которых так или иначе работает на выполнение целей урока. М. М. Зиновкина, В. В. Утёмов выделяют такие блоки креативного урока, как мотивация (встреча с чудом), содержательная часть, отдых (психологическая разгрузка), головоломка, интеллектуальная разминка, резюме и др. [5]. Рассмотрим данные блоки креативного урока применительно к урокам русского языка и литературы.
Блок 1. Мотивация.
Мотивация является важнейшей составляющей частью любого занятия. Ошибочно, кстати, считать, что мотивация должна присутствовать только на первом этапе занятия, когда педагог мотивирует учащегося к работе, подготавливает его к занятию. Она должна пронизывать всё занятие, проявляясь по-разному через деятельность педагога также и во внеурочное время. Как пишет М. Н. Крылова, «мотивация – понимание обучаемым целей и ожидаемых результатов обучения. Обучаемый, если он правильно мотивирован, должен иметь желание учиться, чувствовать потребность в учёбе или осознавать необходимость этого» [7].
Творчество должно стать одним из важнейших средств мотивации. Именно в творчестве находится источник самореализации и саморазвития личности, умеющей анализировать возникающие проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить их оптимальное решение, прогнозировать возможные последствия реализации таких решений.
По нашему мнению, мотивации через творчество нужно уделять внимание при работе учащихся с текстом на уроках русского языка и литературы. К примеру, «при работе с текстом (наиболее распространённой форме самостоятельной работы) должны даваться творческие задания: не просто прочитать и пересказать его – выделить главные мысли, что-то обосновать, сообщить, охарактеризовать, определить, объяснить, расчленить, прокомментировать, законспектировать, выписать, сравнить, составить план, тезисы, конспект, сделать вывод и под» [7]. При правильно организованной работе с текстом даже скучный на первый взгляд текст обычного учебника может принести очевидную пользу обучающемуся и даже развивать его понятийное мышление.
Блок 2. Содержательная часть (содержит программный материал учебного курса и обеспечивает формирование системного мышления и развития творческих способностей).
Одним из возможных путей творческой передачи содержания может стать организация творческих игр в системе развивающего обучения. Игра, позволяющая учащимся использовать, проявлять и развивать свои индивидуальные способности и таланты, обеспечивает возможность самореализации личности в учебном процессе.
Как метод организации учебного процесса игра включает такие компоненты:
  • игровые роли и их принятие;
  • игровые действия, построенные по определённым правилам;
  • моделирование игрового процесса (технология игры).
Для обучающих игр характерна двуплановость, которая проявляется в игровых моделях, так как реализуется в двух типах деятельности: игровой (условность) и деятельности по поводу игры (серьезность). Игровая деятельность связана с функционированием игроков как представителей имитируемой организации (обмен игровыми предметами, выполнение игровых ходов, принятие игровых решений и т. п.). Игровые занятия помогают индивидуализировать процесс обучения, предоставляя возможность каждому участнику продемонстрировать свой умственный и творческий потенциал. Это повышает интерес обучаемых к дисциплине, при этом позволяя им лучшим образом адаптироваться к реальной практической деятельности.
Особенно перспективной для использования в школьном обучении является имитационная игра, в ходе которой учащиеся имитируют какую-либо деятельность взрослых, таким образом, как бы «репетируя» свои возможные реальные роли.
Имитационные игры на уроках русского языка и литературы служат, помимо прочего, одним из главных средств активизации познавательной деятельности учащихся. На таких уроках имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия, например, библиотеки, педагогического совета, крупного издательства и т. д. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей, например, деловое совещание, обсуждение плана, проведение пресс-конференции и т. д. Имитационные игры можно проводить практически по всем темам русского языка. Можно предложить учащимся обсудить любую проблему (склонение имён числительных, нормы образования форм степеней сравнения прилагательных и наречий, нормы употребления деепричастных оборотов и под.) в форме имитационной игры. К примеру, на совещании у редактора молодёжного журнала сотрудники редакции обсуждают возможность использования слов молодёжного сленга на страницах данного журнала. Высказывание учащимися собственного мнения, дискуссия поощряются.
При изучении норм письменной и устной речи, для отработки орфографических и пунктуационных правил целесообразно создавать имитационные модели с различными заданиями: «Конкурс директоров», «В эфире – новости», «Юный корректор», «Справочное бюро», «Умный редактор», «Аукцион», «Суд», «Ремонт», «Переводчик» и др.
На уроках литературы при изучении новой темы разнообразные задания могут содержать следующие имитационные модели: «Пресс-конференция с автором», «Пресс-конференция с героем», «Литературный турнир», «Суд», «Аукцион», «Бюро находок» и др.
Как видно, названия всех имитационных моделей связаны с деятельностью человека. Выступая в той или иной роли на занятии по русскому языку или литературе, обучающийся готовится исполнять свои будущие социальные роли, учится выступать перед публикой, перебарывая своё волнение, самое главное – приобретает столь нужные ему коммуникативные навыки.
В человеческой практике игра выполняет следующие функции:
- развлекательную, развлекая, доставляя удовольствие, воодушевляя, пробуждая интерес;
- коммуникативную, помогая освоить дидактику общения;
- функцию самореализации, позволяя ученику реализовать свой скрытый потенциал способностей;
- игротерапевтическую, помогая ребёнку преодолеть различные трудности, возникающие в других видах жизнедеятельности;
- функцию развития логического мышления, творческих способностей.
Блок 3. Психологическая разгрузка. 
На этом этапе учитель также может применить технологию игры. Но условием является то, что игра не связана с основным содержанием урока. Хотя эта связь и будет присутствовать, но для учащегося она не должна быть явной. На этом этапе ребёнок должен именно отвлечься от основного содержания урока. Например, на уроке по теме «Конкретные и отвлечённые существительные» можно провести игру «Снежный ком». Первый учащийся называет слово, второй повторяет его и добавляет своё, третий повторяет два предыдущих и добавляет своё. Условием будет, чтобы все слова были, к примеру, отвлечёнными существительными. Игра развивает умение слушать, даёт психологическую разгрузку и способствует закреплению темы урока.
Играя, школьник переполнен атмосферой свободы и ощущением уверенности в том, что его творческие проявления будут замечены, приняты и правильно оценены. Причём для современного школьника подчас важнее оценка одноклассников, чем оценка учителя.
С помощью имитационной игры педагог может учить школьников любить то, что они делают на уроках, относиться к этому уважительно и с достоинством.
Надо отметить, что сразу хорошо выполнить роль получается, может быть, не у всех учащихся, а только у одаренных детей, но подобная работа стимулирует потребность в творческом самопроявлении у всех учащихся. И постепенно успехи будут у всех. Игра, по сути, «заводит» в учащемся сложный механизм познавательной деятельности, что делает процесс обучения более эффективным.
Блок 4. Головоломка.
Материал русского языка даёт богатый материал для головоломок, загадок, интеллектуальных задач. Предлагаем интеллектуальную задачу для урока русского языка по теме «Имя числительное».
Русские числительные делятся по строению на простые (пять), сложные (пятьсот) и составные (пятьсот пять). Обратим внимание на сложные. Их образование из двух слов не вызывает сомнений: пятьдесят (пять десятков), триста (три сотни). Рассмотрите сложные числительные, встречающиеся в ру­кописях и былинах XII-XVII вв.: полтретьяста – 250; полшестадесять – 55; полпята – 4,5.
Вопросы:
  1. Какие количества передавались числительными полшестаста и полтретьядесять?
  2. Есть ли ситуации, в которых мы используем ту же логику обозначения количества в современном русском языке?
  3. Есть ли в современном русском языке слова, восходящие к сложным числительным этого типа?
Ответы:
  1. 550; 25.
  2. Обозначения времени типа полседьмого, четверть третьего.
  3. Полтора ← полвътора, полтораста ← полвътораста.
Блок 5. Интеллектуальная разминка.
Индивидуальная работа учащихся по формированию умений. Рассмотрим ещё одну игру, которая может использоваться в этом блоке, – «Назови средство выразительности речи».
Цели игры: расширить кругозор учащихся, пополнить их литературоведческий словарь, развивать познавательные процессы и творческие способности, развивать речевую деятельность (при помощи сочинения стихотворений).
Учеников мы рекомендуем разделить на 3 группы и дать задание: найти в двух предложенных стихотворениях изобразительно-выразительные средства речи: 1 группа – олицетворение, 2 группа – эпитеты, 3 группа – метафоры. 
Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.
 
Цель творчества – самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех. 
…………………………………
Июль, таскающий в одеже 
Пух одуванчиков, лопух.
Июль, домой сквозь окна вхожий, 
Все громко говорящий вслух.
 
Степной нечесаный растрепа,
Пропахший липой и травой, 
Ботвой и запахом укропа,
Июльский воздух луговой.
 
В первом стихотворении Б. Пастернак не использует метафоры, второе же стихотворение насыщено олицетворением, эпитетами, метафорами, при этом каждое из анализируемых стихотворений художественно, выразительно. Первое – покоряет искренностью, точностью языка, глубоким смыслом, второе – действует на эмоциональном уровне, создает лирический образ. 
Выразительными средствами речи являются юмор, ирония, сарказм, гротеск метонимия, синекдоха, сравнение, олицетворение, гипербола, литота. Игрой слов создаются каламбуры. Выделяется также звукопись, т. е. приёмы создания звуковой выразительности: ассонанс, аллитерация, звукоподражание. (Повторяем вместе с учащимися эти термины, записываем в словарь те, которые не записаны ранее).
Для учащихся может стать открытием, что одинаково сильно может воздействовать на восприятие как стихотворение, насыщенное тропами и фигурами, так и стихотворение, в котором их практически нет. Очень важно обсудить этот момент, заострить на нём внимание.
Можно предложить учащимся самим подготовить дома два подобных стихотворения для совместного анализа на следующем уроке.
Блок 6. Содержательная часть.
Данный блок может быть построен как продолжение описанной выше игры. На следующем этапе игры мы не просто находим в тексте изобразительно-выразительные средства речи, но и придумываем свои. Творческое задание индивидуально. Необходимо сочинить стихотворение, которое было бы насыщено изобразительно-выразительными средствами речи, и охарактеризовать каждое средство выразительности в нём. Игра может быть построена так, что яркие, звучащие, имеющие положительную окраску изобразительно-выразительные средства речи оцениваются выше, чем тусклые, языковые, со стёртой образностью.
Оценивать стихотворения, написанные товарищами, могут сами учащиеся. Каждому можно выделить несколько баллов, которые он может распределить между юными «поэтами». Однако оценка принимается только при условии, что она мотивирована.
Блок 7. Резюме
С целью развития навыков качественной оценки и самооценки личной и коллективной деятельности в конце урока обязательно подвести его итог, поделиться мнениями и эмоциями: что понравилось, что лучше всего запомнилось и т. д.
Итак, важнейшим структурным элементом креативного урока (урока, направленного на формирование творческих способностей учащихся) является блок мотивации. Мотивация важна на всех этапах урока русского языка и литературы. Наиболее эффективными способами мотивации учебной деятельности является работа с текстом и использование игровой технологии. Игра должна быть построена таким образом, чтобы способствовать развитию творческого мышления и творческой активности обучающихся, необходимость чего обоснована требованиями ФГОС основного общего образования.
Система НФТМ-ТРИЗ представляет собой очень грамотную и удобную для учителя, преподавателя, воспитателя разработку основных элементов занятия на основе требования развития креативности обучающихся. Кроме того, это целостная система, каждый из элементов которой работает на комплексное развитие ребят. В современных условиях только творческий человек будет способен продуктивно осуществлять свою деятельность. И от учителя средней школы во многом зависит, вырастет ли ученик креативным или будет уметь действовать только репродуктивно, в рамках аналогичных заданий. Система же НФТМ-ТРИЗ поможет педагогу найти лучшую, наиболее удобную форму для реализации своих замыслов по построению урока и формированию посредством материала своего предмета у ученика творческих способностей и творческого мышления. Применение данной системы возможно на занятиях по разным предметам, но на уроках русского языка и литературы её использование дополнительно мотивировано богатым творческим потенциалом нашего языка и отечественной литературы.
 
Ссылки на источники
  1. Крылова М. Н. Способы поддержания интереса к содержанию учебного материала на занятиях по морфологии русского языка // Перспективы науки и образования, 2013. – № 4. – С. 251–263.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: Федеральный закон Рос. Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897-ФЗ. [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации [Сайт]. – URL: http://минобрнауки.рф/документы/543.
  3. Винокурова Н. К. Развитие творческих способностей учащихся. – М.: Академия, 1999. – 144 с.
  4. Альтшуллер Г. С. Найти идею: введение в ТРИЗ – теорию решения изобретательских задач. – М.: Альпина Паблишерз, 2012. – 401 с.
  5. Зиновкина М. М., Утёмов В. В. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Современные научные исследования. Выпуск 1. – Концепт. – 2013. – № 1. – URL: http://e-koncept.ru/article/964/
  6. Утёмов В. В. Адаптированные методы научного творчества в обучении математике // Концепт: научно-методический электронный журнал. – 2012. – № 7 (июль). – ART 12095. – 0,5 п. л. – URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/12095.htm – Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X.
  7. Крылова М.Н. Способы мотивации учебной деятельности студентов вуза // Перспективы науки и образования, 2013. – № 3. – С. 86–95.

Похожие публикации